Рыбинск — город купцов и бурлаков. Именно такая слава издавна закрепилась за этим волжским городом, но история древнего края началась намного раньше. Так, территорию близ современного Рыбинска, по данным археологов, заселили ещё в X–VIII веках до нашей эры, в эпоху мезолита.

Позднее речной край заняло финно-угорское племя меря, его потомки и живут в современной Ярославии. В 1071 году поселение Усть-Шексна впервые упоминается в летописи Нестора.

Современный Рыбинск возник из дворцовой Рыбной слободы, упоминание о которой в письменных источниках — духовной грамоте Ивана III — встречается с 1504 года. Как нетрудно догадаться, основное занятие слобожан XVI–XVII веков связано с рыболовством. Так, Рыбная слобода поставляла красную рыбу — осетров, севрюгу, сёмгу, стерлядь — к царскому столу.

В XVIII веке с введением Вышневолоцкой водной системы Рыбная слобода становится важнейшим перевалочным пунктом из Центральной России в Прибалтику. Набирает силы новая столица — Санкт-Петербург. В верхневолжской слободе начинает зарождаться купечество, впоследствии определившее архитектурный облик Рыбинска.

Толчком к дальнейшему развитию слободы послужил приезд Екатерины II: «8 мая поздно вечером царская фамилия прибыла в Рыбную слободу…» Приезд императрицы навсегда вошёл в историю Рыбинска: это и изображённые на гербе города сходни, по которым Екатерина II спускалась в слободу, и царское кресло-трон, хранящееся в Рыбинском музее-заповеднике.

В 1777 году императрица подписывает «Указ о преобразовании Рыбной слободы в город Рыбной». С этого момента принято официально отсчитывать возраст города. Почти сразу же утвердили новый план застройки, который оставил главным ориентиром Волгу.

Не избежал город и столичных веяний великого архитектора Карла Росси, по типовым проектам которого строили дома зажиточные купцы. Одновременно Рыбинск оставался крупнейшим центром бурлачества: в сезон на заработки съезжалось тысячи «зимогоров», беднейших крестьян и бродяг.

XIX век с его культурным и техническим прогрессом оказал значительное влияние на провинциальный Рыбинск. Пароходство, железная дорога, развитие промышленности, открытие учебных заведений и театра, перспективная направленность на благоустройство улиц — это неполный перечень городских программ того времени.

Размеренная, не лишённая очарования купеческая жизнь безвременно канула в Лету с приходом новой власти. Рыбинск не сразу принял революцию, но идеологическая машина в итоге смела привычный уклад торгово-купеческой жизни. Рыбинску была уготована роль «центра машиностроения».

Появляются новые заводы, выходят на рынок рыбинские моторы, набирает обороты ГЭС. Для создания рукотворного моря затопляют Мологу и окрестные сёла. Перемены в Рыбинске легко просматриваются сквозь призму меняющихся названий: Щербаков (1946–1957 годы) и Андропов (1984–1989 годы). Впрочем, фамилии партийных деятелей стали историей, когда городу вновь вернули его историческое название.

Текст: Эна, Ярославль.

 

< Первая часть очерка

 Третья часть очерка >