Рыбинское водохранилище ― большое рукотворное море, раскинувшееся на территории Ярославской, Тверской и Вологодской областей севернее Рыбинска. Его недолгая, но во многом уникальная история хранит печальные и светлые страницы. Это самая верхняя точка Волги: вырываясь из рыбинской дамбы, дальше река течёт к югу. 

План «Большая Волга»

Говорят, первые мысли о строительстве на Волге дамб, в том числе и в районе Рыбинска, появились ещё в Российской империи. Так это или нет, история рыбинского гидроузла начинается только в советские годы. По инициативе партии и правительства в 1923-м году намечен масштабный план ― «Большая Волга». По замыслу организаторов он должен был решить извечную проблему волжского судоходства и превратить главную русскую реку в крупную транспортную сеть. Планировалось создание восьми крупных гидроузлов, которые со временем назвали Волжским каскадом.

 

Строительство рыбинской плотины

Строительство рыбинской плотины

 

Результат оправдал ожидания. Построено множество каналов, которые позволили Москве гордо носить статус порта пяти морей. В систему Волжского каскада вошли восемь гидроузлов, один из них ― Рыбинский. У каждого узла выше плотины находится водохранилище. Рыбинское море планировалось как самое большое в мире, таковым и было вплоть до заполнения в середине 50-х Куйбышевского водохранилища, площадь которого 6500 квадратных километров против 4590-та у Рыбинского. Тем не менее, наше искусственное море остаётся одним из самых больших в Европе да и на всей планете.



 

Начало

Но углубимся в историю. Для воплощения плана «Большая Волга» основали специальную организацию ― Волгострой. В 1938-м году, когда все проектные работы были завершены, управление Волгостроя перевели в Переборы. В те годы ― небольшой населённый пункт под Рыбинском, сейчас ― один из городских микрорайонов.

 

Строительство плотины

Строительство плотины

 

К слову, село раньше называлось Перебор и столь оригинальное имя по легенде получило от барина, который таким образом увековечил свой выигрыш в одноимённую карточную игру. В 1935-м году экспертная комиссия Волгостроя в отчёте ошибочно записала село под названием Переборы. С тех пор именно оно и стало для поселения официальным.

В те годы Волгострой наращивал хозяйственную базу, нанимал рабочих, создавал инфраструктуру для строительства. Представьте, общая длинна железнодорожных путей организации равнялась 280-ти километрам! Для грандиозной стройки специально возвели кирпичные и бетонные заводы. Но самым впечатляющим для тысяч людей стали вовсе не эти показатели, а готовящееся затопление Молого-Шекснинского междуречья.

 

Русская Атлантида

Одновременно со строительством Рыбинского гидроузла началась подготовка к затоплению территорий для водохранилища. Чтобы передать масштаб проекта, приведём некоторые цифры.

Для создания Рыбинского водохранилища было необходимо:

– Затопить 5000 квадратных километров территории;
– Пожертвовать городом Молога и ещё шестью сотнями сёл и деревень;
– Переселить 130 000 человек;
– Вырубить 3645 квадратных километров леса.

 

Город Молога

Город Молога до затопления

 

Все это нужно было реализовать к весне 1941-го, на которую запланировали начало наполнения Рыбинского водохранилища за счёт частичного перекрытия русел Волги и Шексны.

 

Строительство Рыбинского гидроузла на фото Строительство Рыбинского гидроузла на фото

 

13-го апреля 1941-го года рыбинская плотина встала на пути у воды. Именно эта дата считается днём рождения рукотворного моря.

 

Жизнь после затопления

Стоит разрушить самый стойкий миф о строительстве Рыбинского водохранилища. Десятилетиями из уст в уста передают страшную историю о том, как люди, не желавшие покидать свои края, приковывали себя цепями к домам и, как в голливудском кино, уходили на дно, сбиваемые с места сокрушительным водным потоком. На самом деле затопление проходило постепенно. Некоторые территории скрылись под водой сразу, и пароходы пошли по судоходным трассам, другие ждали свою участь годами.

Строительство Рыбинского гидроузла на фото Строительство Рыбинского гидроузла на фото

Первый агрегат Рыбинской ГЭС запущен в эксплуатацию 19-го ноября 1941-го года, второй ― в январе 1942-го. Ток из Рыбинска и Углича пошёл до Москвы. Всё это происходило в тяжёлое для СССР время на фоне Великой Отечественной войны. Чтобы генерировать больше электроэнергии, Рыбинская ГЭС срабатывала воду до самых низких отметок, поэтому наполнить водохранилище до проектного уровня удалось лишь к 1947-му году.

 

Строительство Рыбинского гидроузла на фото

 

Сегодня Рыбинское море ― в первую очередь важный транспортный узел для судоходства, и снабжение электроэнергией уже не является первоочередной задачей.

При низком уровне воды можно увидеть то, что осталось от города Молога. Узнать о нём больше можно в рыбинском музее Мологского края. Экспозиция повествует не только об истории Рыбинского водохранилища, но и самом затопленном городе: его планировке, укладе, купцах и традициях.

 

Статья подготовлена по материалам книги С. Тачалова «Рукотворное море». Выражаем благодарность заместителю директора Рыбинского музея-заповедника Сергею Овсянникову за снимок из архива архитектора Д. Е. Морозова