Выйдя из музея, мы направились через площадь к памятнику Ленина. Мало что отличало бы его от тысяч изваяний вождя, если бы не зимнее пальто с каракулевым воротником и меховая шапка. В растерянной позе, зябко пряча ладони за пазуху и в карман, близоруко щурясь на город, Ильич казался неуместным в майский день и вызывал жалость.

Поодаль, ближе к реке, стоит Старая хлебная биржа. Воздвигнутая в 1806–1811 годах по проекту Г. В. Петрова, она составляет единый ансамбль со зданием музея. Двухэтажный белый дом выглядит лаконично и благородно на своём монументальном основании из камня. Лепной декор же придаёт ему утончённость и торжественность.

Простая классическая архитектура здания отличается от пышности Новой биржи, но, вместе с тем, прекрасно дополняет его. Купцы-консерваторы не сразу оценили это место, и одно время его занимали другие учреждения. К сожалению, мы нашли Старую хлебную биржу в запущенном состоянии. Похоже, она пустовала и требовала срочной реставрации.

Также на Волжской набережной сохранились типичные гостиные дворы конца XVIII-XIX веков. Знаете ли вы, в чём различие между гостиными дворами и не менее знаменитыми торговыми рядами? Оказывается, «ряды — это торговля, мелочная или чаще оптовая, но всегда товарами грубыми — дёгтем, пенькой, мукой, рогожей, маслом. Гостиные дворы — это бакалейные, галантерейные, парфюмерные магазины».

Некогда богатые Красный и Мучной гостиные дворы дошли до наших дней, но выглядят плохо. Особенно удручающее впечатление произвёл Мучной. Грустно смотреть на его двухэтажное здание с облупившейся, некогда персиковой штукатуркой, пыльными окнами и грязными арками.

Рыбинск носил титул столицы бурлаков, поэтому неудивительно, что на Волжской набережной недалеко от Рыбинского музея-заповедника стоит памятник бурлаку. Его установили в 1977 году по проекту скульптора Льва Писаревского. Небольшая, но заметная скульптура изображает задумчивого мужика, уставшего от в прямом смысле тяжёлой работы.

Чуть дальше, на смотровой площадке, стоит памятник Льву Ошанину, выдающемуся поэту, автору многих известных песен. «Солнечный круг», «Эх, дороги, пыль да туман…», «Издалека долго течёт река Волга…» — это и многое другое написал Лев Иванович! Рано уехав из родного Рыбинска, он навсегда сохранил в сердце трепетную любовь к городу детства и к вольным волжским просторам.

Облокотившись, переливается золотом Ошанин, любуется гладью реки. Весь такой добродушный, в забавных очках, с книжкой в руках и плащом на парапете. Кажется, сама Волга нашёптывает ему новые рифмы для новых стихов. Прохожие любят составить компанию скульптуре в полный рост и от этого похоже, что поэт всегда стоит среди друзей.

На другой открытой площадке мы увидели скорбный памятник, посвящённый рыбинцам, погибшим при ликвидации аварии в Чернобыле. У подножья его лежали завядшие гвоздики в память о тех, кто помогал справиться с бедой даже ценой своей жизни.

Крестовая — главная улица Рыбинска. Здесь на фоне исторической застройки бурлит городская жизнь, спешат люди, пестреют вывесками магазины. В домах и переулках сохранился дух старины, купеческий и бурлацкий, богатый и бедный, шумный и неспешный. Как и по центральным улицам Минска и Петербурга, гулять по Крестовой очень интересно.

Сретенский храм возвели во второй половине XIX века рядом с несохранившейся церковью Воздвижения креста Господня. Церковь Сретенья Господня — «столичная красавица» и «любимое детище» петербургского архитектора М. А. Щурупова. Храм чудом уцелел в перепетиях совесткого времени, а с 1995 года началось его восстановление. Теперь он красивый и необычный, белый, с узкими длинными окнами и ярко-изумрудными куполами, увенчанными крошечными главками.

Храм напоминает экзотический каменный цветок, выросший посреди городской мостовой. Недаром его архитектурный стиль называют русско-византийским, от него веет чем-то таинственно-восточным. Мы поднялись по лестнице, прошли через тяжёлые двери и попали в зал с тёплыми половицами, белёными стенами и иконами в деревянных окладах. Шла реставрация.

Купив в ларьке вкуснейшие пироги с курагой и повидлом по символической цене, мы вновь свернули с полюбившейся нам Крестовой на Волжскую набережную. Мимо тонущих в зелени парков мы дошли до мемориального комплекса «Огонь Славы» с величественным обелиском, что находится у Дворца спорта «Полёт». Высоченную стелу неподалёку венчает скульптура мужчины с пропеллером — это благодарность рыбинским моторостроителям, внёсшим огромный вклад в приближение Победы.

Среди экспонатов комплекса есть и новые — внушительная боевая самоходка и небольшая пулемётная тачанка. Перед Днём Победы здесь было людно, восторженные малыши резво карабкались по военной технике. В том числе и за детский смех, за счастливое детство этих ребят сражались их деды и прадеды, в память о которых горит Вечный огонь.

В мемориальном парке мы увидели бюст генерала П. И. Батова, военачальника, героя Великой Отечественной войны, Почётного гражданина Рыбинска и Ярославской области. На постаменте выбит указ президиума Верховного совета СССР о награждении Героя Советского Союза Павла Ивановича второй медалью «Золотая звезда».

По аллее мы вышли на большую нарядную площадь Дерунова. Её главное украшение — здание Рыбинского авиационного техникума, напоминающее богатую усадьбу. Впечатление обманчиво — с первого дня здесь было Коммерческое училище. Построенный в 1905 году трёхэтажный краснокирпичный корпус по центру венчает купол, а строгие ряды узких продолговатых окон смотрят на выложенную брусчаткой просторную площадь. К небу тянулись серебристые струи большого фонтана, и впереди нас ждало ещё много интересного.

Текст: Эна, Ярославль.

 

< Шестая часть очерка

Восьмая часть очерка >