Шлюз вблизи Рыбинской ГЭС работает по принципу двухкамерных резервуаров. В них поступает половина всего объёма воды из водохранилища. Вода постепенно переливается из одной камеры в другую, а затем суда спускаются в Волгу. Наличие второй камеры позволяет сэкономить время при прохождении шлюз. Перепад воды в них составляет 18 метров, их длина – 300 метров, а ширина – 30.

Нижние ворота шлюза имеют две створки, а верхние представляют собой цельный щит, уходящий на дно и способный поворачиваться вокруг горизонтальной оси.

В средней шлюзовой башне, соединенной мостками с соседними, находится пульт управления шлюзом. Башня выкрашена в нежно-розовый цвет, ее стену украшает барельеф, на котором древний челн с изогнутым парусом движется по изгибам волн.

Вообще Волжский узел создавался с учетом визуальной эстетики, его художественным оформлением занимались архитекторы Савицкий, Шпекторов и Багданов.

Шлюз – мощные ворота, открывающие путь в Рыбинское рукотворное море. Это гидротехническое сооружение предназначено для подъема судов до уровня воды в водохранилище и для их спуска до уровня воды в Волге. Шлюз действует по принципу сообщающихся судов. Его длина – триста метров, ширина – тридцать. Стена средней шлюзовой башни украшена барельефом челна Степана Разина. Камеры шлюза были созданы таким образом, что позволяют заходить в Волгу судам даже морского типа.

Говорят, кто первый раз шлюзуется, обязательно должен дотронутся до илистых снеток мощного сооружения и покормить налету чаек. Считается, что соблюдение этого морской ритуала сопутствует спокойному пути по воде.