Мы вышли к ярко-жёлтому зданию Рыбинского речного пароходства, типичному образцу городской угловой застройки. Белое оформление окон, кокетливый круглый балкончик, серый изящный купол и вывеска «Объединение Карелнеруд» соответствовали духу купеческого Рыбинска.

Здесь начиналась Волжская набережная. Мы посидели на нарядных деревянных лавочках, украшенных якорями и цепями, и полюбовались панорамой Волги. Здесь особенно чувствуется «речная» душа Рыбинска. С крутого обрыва открывается вид на широкую Волгу, на величественный мост и неспешно плывущие баржи. Сколько сочного аквамаринового цвета от насыщенной голубизны неба до густой синевы водной глади!

Впрочем, не на всём протяжении набережная образцово благоустроена. Покосившиеся решётки, выбоины в асфальте, неухоженные деревья. Поразили и полуразрушенные каменные ступени, ведущие к воде. А ведь в славные времена купечества здесь был главный причал и кипела жизнь…

Пройти сюда стоит мимо необычной паровой мельницы купца Калашникова, дом 19 по Волжской набережной. Построенное в 1899 году монументальное здание из красного кирпича прекрасно дополняет панораму берега. Кажется, мало что говорит о его подлинном назначении. Неприступными стенами, зубчатыми выступами крыши, узкими оконцами и изящными маленькими балкончиками на верхнем этаже здание скорее напоминает средневековый замок.

По мере того, как мы приближались к центру, Волжская набережная приобретала всё более нарядный и аристократичный вид. Изящные резные решётки, аккуратная плитка, элегантные фонари, кованые лавочки.

Наконец, мы у Спасо-Преображенский собора, визитной карточки Рыбинска! Кажется, с любой точки города можно увидеть это грандиозное чудо, украшающее Соборную площадь. Его построили в 1838-1851 годах по проекту петербургских архитекторов на месте древнего храма. Колокольню в дошедшем до нас виде возвёл в 1802 году неизвестный зодчий. Во времена расцвета главная святыня земли рыбинской повидала немало «русских людей всякого чина и звания». Посетивший её ярославский владыка, воскликнул: «Я был в земном раю!..» Теперь уже трудно представить, что после закрытия в 1929 году собор обезглавили и использовали под архив. К счастью, кропотливая реставрация вернула святыне исторический облик, правда, богатые интерьеры оказались безвозвратно утрачены.

Собор предстал перед нами великолепно отреставрированный, величественный, ослепительно красивый, сияющий на фоне насыщенно-голубого неба. Его богатое жёлто-белое убранство дополнено утончёнными колоннами и аристократичными портиками, благородные купола с тонкими крестами завершают облик храма. По архитектуре он немного напоминает петербургский Исаакиевский собор — такое гордое столичное убранство на берегах Волги.

Доминанта Рыбинска — соборная колокольня — органично дополняет ансамбль. Выше 90 метров, пышная, богато украшенная, и в то же время утончённая, с циферблатом часов и тонким золотистым шпилем, она поистине прекрасна. «Совершенство и торжество» — так можно охарактеризовать Спасо-Преображенский собор.

По массивным ступеням мы поднялись на высокое крыльцо и вошли в храм. Внутри нас ждало огромное белоснежное пространство, наполненное ярким светом, струящимся из окон в куполе. На фоне побеленных и лишённых росписей стен органично смотрелись чудесной красоты иконы в богатых резных и позолоченных иконостасах. У некоторых теплились свечи и терялись в гигантском храме. Благоговейная, звенящая тишина, почтительный восторг и встреча с совершенной красотой — всё это Спасо-Преображенский собор!

Текст: Эна, Ярославль.

 

< Четвёртая часть очерка

 Шестая часть очерка >